Y

«Выбрали лучшее в ЖЖ»: как Путин защищается от Каббалы

Оригинал взят у dolboeb в «Выбрали лучшее в ЖЖ»: как Путин защищается от Каббалы
Предупреждал вчера Варламов, что сегодня мы проснёмся в другом ЖЖ.
И действительно.
Вместо привычного топа на головной странице LiveJournal сегодня имеем вот такое:

Зачем это понадобилось — объясняет главный редактор LiveJournal Василий Гулин:

Мы создали медиа, которое на самом деле интересно. Взяли за основу колоссальный пласт блогов и выбрали лучшее... Но главное, мы свободны в плане жанров, тематики, и мы можем позволить себе быть объективными в своей субъективности.

Кто входит в это самое «мы» — остаётся лишь догадываться, но, похоже, правильные пацаны дорвались до ручного рейтингования постов и авторов ЖЖ. Сделано это из тех же соображений, из которых Яндекс давно уже убил свои объективные рейтинги блогов, сюжетов и записей: слишком часто туда вылезали такие темы и заголовки, после которых администраторам сервиса предстояли неприятные объяснения с кураторами... На ручную модерацию топа Яндекс переходить не стал: просто свернул все проекты, связанные с блогосферой, сосредоточившись на менее политически опасных и более коммерчески интересных применениях для своего робота. ЖЖ себе такого позволить не может: в нём, кроме блогосферы, ничего нет. Если на неё нельзя забить — значит, её придётся перепахать в правильном ключе, заменив выбор робота на выбор куратора. Правила этого выбора Гулин объясняет предельно доходчиво:

Да, всех волнует курс доллара, и даже котировки нефти. Но людей не меньше, а может и больше беспокоит вопрос, как быстро, правильно и вкусно приготовить ужин, чем занять ребёнка в выходные, как изнутри выглядит подводная лодка, с чем носить оранжевые носки.

Простыми словами: поменьше политики, побольше лайфстайла. Редакция лучше пользователя знает, что он хочет читать. В этом, собственно говоря, смысл всей затеи и состоит. Но если кто-то решил вдруг, что на обновлённой морде ЖЖ будет теперь меньше политики, он поторопился. Её будет не меньше, а, может быть, даже и больше. Просто её отбор будет отражать позицию руководства.

В этой связи довольно поучителен тот выбор темы и автора, с которым стартовал новый топ ЖЖ. Сегодня с утра там на первой позиции — зоологический мурманский антисемит Антон Благин, который приходится мне не только тёзкой, но и собратом по 282-й статье УК РФ. В Федеральном списке экстремистских материалов его 432-страничный труд «Апокалипсис наступит завтра» значится за номером 3450. Книга посвящена всемирному еврейскому заговору против России и русских; автор доказывает, что причина враждебности евреев всему человечеству носит медико-биологический характер. В топ ЖЖ творчество Благина попало сегодня впервые на моей памяти.

В своём новом посте мурманский антисемит сосредоточился на плодотворной теме связи Путина с мировой еврейской закулисой и конкретно с каббалой. Как легко может догадаться читатель, автор «Апокалипсиса» героически отмазывает любимого вождя от этих гнусных подозрений. У иудеев красная ленточка на левой руке, объясняет борец со всемирным заговором, а у Путина — на правой. Значит, это не каббала, а оберег «от сглаза и порчи, которые на него могут наслать лидеры США и Великобритании».

Так выглядит «лучшее в ЖЖ», заботливо отобранное Василием Гулиным.
Рейтинг пользователей ЖЖ, меж тем, уехал в отдельную вкладку.

Y

Начинается майдан. СМИ трусливо молчат

Оригинал взят у kungurov в Начинается майдан. СМИ трусливо молчат


Отключены все соцсети и месенджеры (однако Telegram работает, хоть и с перебоями). Временно отключали интернет в крупных городах. Полиция обнаружила схрон с «коктейлями Молотова». Президент срочно выехал из страны. 40 активистов, призывавших население выйти на несанкционированные митинги протеста, арестованы. Задержаны журналисты, в том числе и иностранные, которых обвиняют в том, что они «ждали протесты».Collapse )


Y

В Одессе людей сожгли? Сожгли. И в Хатыни людей сожгли? Сожгли...


Как работает и сколько получает сценарист общественно-политического ток-шоу



Сценаристка одного из центральных российских телеканалов на условиях анонимности поделилась с нами нюансами кухни общественно-политического ток-шоу и этическими вызовами своей работы.

4_barbarianconquest


[Spoiler (click to open)]

Моя мама работала на провинциальном канале, часто брала меня на съемки, поэтому я с детства хотела попасть на телевидение. После журфака пришлось год стажироваться «за еду и опыт» в онлайн-изданиях, параллельно я рассылала резюме на разные телеканалы, но без опыта никто не брал. На телевидении действует негласное правило: попасть в саму сферу в разы сложнее, чем перебраться с одного канала на другой. Нет опыта на ТВ — можешь сколько угодно рассылать резюме, никто не отзовётся, есть опыт — шансы на успех многократно возрастают. Однажды мне повезло — через знакомых узнала о вакансии в новостях третьеразрядного канала, там проработала год, потом наконец перешла на федеральное ТВ.

Сейчас я пишу сценарии для ток-шоу на крупном канале. Большинство моих коллег по редакции переманили с аналогичных проектов других каналов. Это целое искусство — переманивать ценные кадры у конкурентов. Руководители проектов заманивают престижем, перспективами, более высокой зарплатой… Коллектив у нас в целом дружный, но конкуренцию тоже никто не отменял — над выпусками работают несколько бригад, и каждая стремится, чтобы их эфир прошел круче, чем у других. Это напрямую влияет на их ценность на рынке как профессионалов.

Условия работы хорошие — белая зарплата от 70 тыс. руб. и выше, в зависимости от нагрузки. Некоторые сценаристы работают по пятидневке, некоторые — неделя через неделю, а в свободное время подрабатывают для других проектов.

Иногда можно писать из дома, например если работатаешь с бригадой, которая делает выпуск на понедельник. График плавающий, по принципу «пока не будет готово». Но в основном я успеваю написать свой сценарий (15-16 страниц) в обычный 8-9 часовой рабочий день, остальное время редактирую. Одним словом — стабильность. И главное — нет такого ужасного стресса, как в новостях.

На моей должности можно было бы спокойно работать годами, брать кредиты, растить детей, если бы не одно «но» — телезритель в России очень капризный, и проектов, которые живут дольше года, у нас крайне мало, и за них держатся, как за дойную корову. Когда шоу закрывается, сотрудников редакции сразу разбирают по другим проектам или продюсеры их полным составом бросают на запуск нового шоу.

4_fantomah

Работа над общественно-политическим шоу начинается с того, что главный редактор придумывает и согласовывает с руководством канала темы на неделю и распределяет их между бригадами. Шеф-редакторы продумывают драматургию программы и отдают этот макет на разработку сценаристам, на каждый выпуск в неделю − по одному сценаристу. Сценарий напоминает мозаику из тем и месседжей, которую редакторы и ведущие собирают прямо в эфире. Главная задача сценариста с шеф-редактором — угадать заранее, по какому руслу потечет дискуссия и снабдить ведущих и главреда достаточным количеством «дров», чтобы поддерживать огонь спора — это факты, справки, инфографика, сюжеты, нарезки кадров.

Ток-шоу — это не журналистика, а скорее театр или шоу-биз. Не в том смысле, что на сцене выступают актёры (хотя в переносном смысле это так), просто на первом месте здесь — эмоции, развлечение, а информирование, просвещение — где-то в самом конце списка. Бывает, конечно, что гости приходят с заготовленными репликами и заранее сообщают редакторам, что хотели бы в выпуске озвучить то-то и то-то, а редактор уже по ходу решает, где уместнее всего будет смотреться месседж.

На журфаке нас учили такому предмету — основы журналистской этики, так вот в реалиях российского телевидения большинство правил этого «кодекса чести» невыполнимы или выполнимы лишь отчасти, по разным причинам, не только политическим, но и чисто техническим.

Когда я работала в новостях, это противоречие било по моим идеалистическим розовым очкам, но в итоге нашлось простое объяснение-оправдание: то, чем я занимаюсь — это не журналистика, а пропаганда, где работает совсем другая этика.

В ток-шоу с этим все еще проще, потому что это спектакль, и если ты в сценарии чересчур однобоко, не по-журналистски преподнес проблему (например, ввел тезис «все без исключения коллекторы — это бывшие уголовники»), то это даже приветствуется, потому что сразу накаляет градус спора, и получается хорошее шоу.

По каким критериям определяется качество шоу?

Во-первых, доля — сколько людей, смотрящих телевизор в нашем таймслоте, предпочли именно наш продукт. Монополистом на рынке телесоциологии в России является компания TNS Gallup, оттуда на стол продюсеров и главредов каждый день приходят сводки, кто и что смотрел за предыдущие сутки. У Первого есть своя служба измерения аудитории, так как руководство канала данным TNS не доверяет. Доля смотрения определяется рандомными телефонными звонками по справочнику, а также данными нескольких тысяч пиплметров, которые точечно установлены по всей стране. Такая система оценки весьма приблизительна, но ничего лучше пока не придумали. Хорошей считается доля от 10% и выше, плохой — 5% и ниже. Если проект показывает такую долю в течение месяца, продюсеры его либо сворачивают, либо не продлевают на следующий сезон.

4_misfits

Второй критерий качества шоу — это баланс конструктива и «мяса».

Если спикеры успели вставить за выпуск пару умных мыслей, при этом обозвали друг друга последними словами и чуть не подрались — значит, выпуск прошёл идеально.

Зрители его, скорее всего, посмотрят, канал заработает на рекламе, и проект еще поживет. Один мой друг-англофил как-то посмотрел мой выпуск, брезгливо поморщился и сослался на аналогичное шоу на ВВС, где все чинно сидят и внимательно друг друга слушают, а если и унижают, то делают это по-английски изысканно. Ровно на следующий день у нас случился как раз такой эфир — никто никого не перебивал, беседа прошла очень интеллигентно, не хуже, чем в Лондоне. Это была катастрофа. Шоу никто не смотрел, доли были низкие, и все ходили мрачнее тучи. Напрямую на зарплатах такие провалы никак не отражаются, но ты понимаешь, что зря отпахал, а руководство делает выводы.

Я долго старалась определить, какой продукт продаёт зрителю мой канал и моё шоу, и пришла к выводу, что уж точно это не какая-то полезная информация, и даже не чувство причастности к чему-то большому. Это эмоции и упрощённая картина мира. Большинство наших зрителей — это пожилые женщины, которым крайне некомфортно жить в сложном мире, где над каждым вопросом приходится ломать голову. На арене шоу всё предельно просто: есть левые и правые, есть наши и не наши, и в конце первые обязательно должны победить вторых. Терапевтический эффект от этой победы — лучше всякого валокардина. Бабушка из Нижневартовска посмотрит, убедится, что на свете ещё есть справедливость, что найдутся в Москве парни, которые и без нее надерут зад укрофашистам, а она может расслабиться и пойти спокойно выгуливать внуков в садик.

И с этим связан вопрос цензуры на российском ТВ. Оруэлл писал, что главная проблема любого журналиста — интеллектуальная трусость.

Редакторы шоу боятся не того, что придет злой продюсер или куратор из Кремля и надаёт им по шапке после того, как в эфир проскользнёт крамола. Они боятся, что бабушка-зритель просто не будет их смотреть, а это уже — непрофессионализм, такого редакторы себе позволить не могут.

Это понимает вся длинная цепочка людей от топ-менеджмента канала до сценариста, и вот в результате этого коллективного «все всё понимают» и рождается ребенок, которого мы называем российским телевидением. А так — говори о чём хочешь, лишь бы нравилось бабушке. Например, недавно в прямом эфире шоу обсуждали историю с панамскими оффшорами. Бросали, казалось бы, тень на репутацию руководства страны, в Советском Союзе нас бы уже по лагерям увезли. А тут прокатило — потому что бабушке совершенно плевать, кто такой виолончелист Ролдугин. Так что свобода слова в стране есть, просто мы ею не пользуемся.

4_next

Профессионализм сотрудника ТВ измеряется тем, насколько хорошо он умеет чувствовать ту параллельную реальность, которую создает. Самый простой способ достичь успеха и не сойти с ума — это уверовать самому в то, что пишешь и говоришь, благо фактов, на которые можно опереться, предостаточно. Мыслеряд примерно такой: «В Одессе людей сожгли? Сожгли. И в Хатыни людей сожгли? Сожгли. Значит, нацизм поднимает голову? Значит, поднимает. А ты, выходит, с ним борешься? Выходит, борюсь». Думать как-то по-другому не рекомендуется — негативно сказывается на качестве продукта, так что двоемыслие forever.

Есть такая штука — эффект Кулешова, когда два разных кадра, сцепленные вместе, рождают некий третий смысл. На этом эффекте и построено российское ТВ.

Особенно редакторов в этом плане выручает архив, где всегда можно найти кадры на все случаи жизни. Например, если тебе надо показать, как кровавая киевская хунта расправляется с инакомыслящими, ищешь в архиве кадры, как какой-то слесарь взламывает замок и вставляешь в сюжет, сразу перед лицом Яроша — готово! Правосеки ломятся в квартиру независимого пророссийского журналиста, караул! Или, например, надо снять стендап из Припяти к годовщине Чернобыля. Не ехать же ради одного кадра на Украину? Корреспондент выезжает в подмосковный лесок, выбирает пейзаж помрачней и на его фоне отчитывается. Как говорят старожилы, так в Подмосковье в своё время была отснята вся Чечня. Фишка в том, что мозг не успевает осознать, что его провели, потому что поток кадров уносит внимание всё дальше и дальше, и через какое-то время ты уже перестаёшь следить и напрягаться и покорно принимаешь всё, что дают.

Поначалу, когда начинаешь создавать эту реальность, очень режет глаз то, какое все вокруг ненастоящее. Ненастоящие выборы, ненастоящие политики, ненастоящие стратегии, даже зачастую враги ненастоящие. Одна большая потемкинская деревня.

Так, на российском ТВ есть с десяток человек, которые представляют точку зрения, отличную от основного курса партии. Их называют «поперечники», «не наши» или «они» (в противоположность замятинскому «мы»), и эти люди — на вес золота.

Их работа — быть мальчиками для битья, они с ней прекрасно справляются и получают неплохие гонорары от продюсеров. Они приходят в кадр, делают лицо позлее и, брызжа слюной, начинают кричать, как они ненавидят русских оккупантов на Донбассе, требуют отдать Крым, Сахалин и Курилы и покаяться за кровавый сталинский террор, обзывают оппонентов «ватниками» и «колорадами». За это их коллективно бьют и унижают, потом режиссер кричит «Снято!», и они со смешком «Ну как я сыграл?» жмут коллегам и оппонентам руки и идут в столовку, а потом — на следующий эфир. Это не плохо — просто таковы правила игры, в которой проигрывает тот, кто все воспринимает всерьез.

4_panther

Бывает и так, что достаточное количество поперечников на выпуск не набирается (например, кому-то визу не дали или кого-то конкуренты переманили). Тогда среди них сажают «опорника» или «нейтрала», который, конечно, будет стараться играть несвойственную ему роль, но красное нутро всё же будет просвечивать. Вот и получается, что по разные стороны баррикад сидят два депутата одной партии и орут друг на друга: «На Украине фашисты!» — «Нет, это коллаборанты и бандеровцы!». Со стороны кажется, что они спорят, но это не так.

Есть и много таких людей, кого никогда не позовут на ток-шоу. И это не какие-то болотные оппозиционеры, призывающие к штурму Кремля. Это просто тотально адекватные люди с железной логикой, которые парой фраз припечатывают оппонента к полу, да так, что любой спор дальше теряет всякий смысл.

Таких людей в эфир звать опасаются, потому что их сложно контролировать, и они со своим авторитетом могут оказаться над спектаклем и сорвать все маски, а это никому не нужно.

Главная трагедия лично для меня — в том, что российские ток-шоу да и вообще российский телек не смотрит средний класс. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, наше ТВ не удовлетворяет основных потребностей этой аудитории, а во-вторых, она просто не умеет его правильно смотреть — ее этому никто не учил, как учат, скажем, профессиональных телевизионщиков на журфаках. Чтобы смотреть ток-шоу правильно, достаточно понять, что это — аналог игры Mortal Kombat или какого-нибудь Версус-баттла, где есть свои персонажи со своими «фаталити» и панчами, где сталкиваются не просто мнения отдельных спикеров, а глобальные концепции, «дискурсы». Самый популярный вид схватки в последние два года, вызывающий самые мощные бурления — это «мы — Европа, а вы — совковая вата» против «мы — народ-победитель, а вы — неблагодарные предатели и дети коллаборантов». Особенно этот спор прекрасен тем, что он совершенно неразрешим и будет актуален, пока бабушка из Нижневартовска и дедушка из Львова не сойдутся в холиваре на небесах.

Как заставить средний класс смотреть ток-шоу? Очень просто — надо звать в бой тех персонажей, которые интересны данной аудитории. И не бояться, что бабушки не поймут. Совсем недавно в один из эфиров пригласили одного влиятельного среди молодых людей публициста, появление которого было немыслимо на большом ТВ. Посмотреть на это сбежалась огромная толпа людей из сети, которые раньше телевизор включали раз в год и то для того, чтобы куранты не пропустить. Увы, кончилось тем, что слова ему почти не давали («как бы чего не вышло»), и вся эта аудитория, которая вполне могла бы заинтересоваться продуктом и остаться на другие выпуски, разочарованно вернулась обратно в свой сложный и демократичный Фейсбук.

Мой личный вклад в улучшение качества нашего шоу — в том, чтобы в моих сценариях такие слова, как «фашист», «кощунство», «святотатство», «предатель», попадались хотя бы не на каждой странице.

Увы, это невероятно трудно, потому что кроме меня над сценарием работает еще куча людей, и «все всё понимают». Главный закон драматургии — во всём должен быть конфликт — диктует, что накал обязан ощущаться постоянно, с первой до последней минуты шоу, и нет проще способа разъярить человека, чем обозвать его предателем, а его слова — кощунством.

4_strange

Каковы перспективы моей работы? Жизнь телевизионщика проходит от одного проекта до другого, и должность на каждом проекте напрямую зависит от опыта и объёма ответственности, которую ты готов на себя взвалить. Сценарист может стать шефом, шеф ­— главредом, тот — продюсером канала, ведущим или открыть свой собственный продакшн. Или возглавить какое-нибудь крупное агентство, или уйти на почётную пенсию в какой-нибудь из департаментов российской нефтянки. У всех жизнь складывается по-разному. Лично я мечтаю писать сценарии фильмов и сериалов и добиться успехов в этом мастерстве. Скорее всего, смотреть их будет та же бабушка из Нижневартовска, но если какой-нибудь студент скачает их в торренте, я уже буду счастлива.

Источник





Y

12 главных фактов, которые каждый саратовец обязан знать про корабль "Саратовский ледокол"

Оригинал взят у curious64 в 12 главных фактов, которые каждый саратовец обязан знать про корабль "Саратовский ледокол"

Чиновники Саратовской области при участии меценатов намерены поднять со дна Волги "Саратовский ледокол".
Почему вокруг этого давно затонувшего судна вдруг стало столько шума?
И чем оно так примечательно, что его даже захотели достать из-под воды?

Вот 12 важнейших фактов, которые каждый житель Саратова и области должен знать про этот корабль.
OwUnmiO5EUo.jpg

1. "Саратовский ледокол" - это первый ледокол, который появился на Волге.
Не в Саратовской губернии, а вообще на Волге, на всем ее огромном протяжении. Есть мнения, что это был первый ледокол в России и даже первый речной ледокол в мире (!).

2. "Саратовский ледокол" был построен по инициативе Российских железных дорог.
Причиной такого интереса было отсутствие моста между правым и левым берегами Волги. Рязано-Уральская железная дорога (в те времена управляла ж/д хозяйством на территории нынешней Саратовской области) нуждалась в пароме, который бы перевозил вагоны через Волгу. Чтобы делать это зимой, для парома необходимо было прокладывать путь по воде, ломая лед. Для этого железнодорожникам и потребовался собственный ледокол.

3. "Саратовский ледокол" был сооружен в Англии, в Ньюкасле, фирмой "В.Г. Армстронг Митчел & К". Спущен на воду 24 мая 1895 года.
На той же верфи был построен и паром "Саратовская переправа", в паре с которым ледоколу предстояло работать. (Проложенные на палубе парома 4 железнодорожные нитки путей могли вместить 28 вагонов).

Collapse )

Y

да они офигели!

Оригинал взят у asy в да они офигели!
Налог, перечисленный за физлицо не с его карты, будет считаться неуплаченным

Разъяснён вопрос об исполнении обязанности по уплате налога на имущество физлиц третьим лицом

С банковского счёта мужа, нельзя заплатить, к примеру, налог на имущество за жену. Об этом ФНС России сообщает в письме от 14.04.2016 года № ЗН-3-1/1625@.

Чиновники разъясняют, что в соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Поэтому необходимо, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что налог уплатил именно этот налогоплательщик и именно за счет собственных средств. По мнению ведомства, другое толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов" сделает невозможным четкое персонифицирование денежных средств, за счет которых производится уплата налога. Ведь деньги, перечисленные в счет уплаты налога на имущество за жену, отражаются в карточке лицевого счета межа. Поэтому обязанность по уплате этого налога женой считается неисполненной.

Следовательно, супруге придется самой платить налог со своей карты. Либо, если очень надо, она может воспользоваться услугами операциониста банка через законного или уполномоченного представителя. Такое право установлено в пункте 1 статьи 26 НК РФ.


http://buhday.ru/news/26375.php (спасибо ане смирновой, которая в отпуске не отходит от станка и делится находками)

мне интересна эта трактовка "за счет собственных средств". вот если домохозяйка, на которую оформлен автомобиль, вообще не имеет дохода, то технически она не может заплатить налог вообще? откуда идея внутри семьи делить средства, если по закону (без деталей) они общие? а несовершеннолетние?
Y

Что в действительности произошло в Одессе...

Оригинал взят у napaki в Что в действительности произошло в Одессе вчера...
столкновения в одессе-71

Вчера Одесса попала во все новостные ленты. К сожалению, повод для этого был совсем не радостным: порядка сорока погибших и несколько сотен раненых. Так получилось, что я застал эти события с самого начала и практически до самого конца. Начал писать о них еще вчера, но понял, что до утра точно не справлюсь, так как слишком много фотографий, поэтому лег спать и сегодня утром все закончил. Дальше будет много текста и еще больше фото. Фотографий тел не будет, кто хочет экстрима, может зайти на любой новостной сайт.

Вначале немного предыстории для тех, кто живет не в Одессе и не в курсе событий, происходивших здесь ранее. В Одессе до вчерашнего дня существовало два лагера, условно их можно назвать «проукраинским» и «пророссийским». Оба лагера проводили митинги, сборы, марши по городу, которые заканчивались максимум локальными стычками и небольшими драками. Никаких серьезных столкновений до этого в Одессе не было и 1-го мая пророссийские сторонники провели в городе марш, которому никто не мешал. Пророссийские активисты также основали постоянный лагерь на одной из городских площадей, Куликовом поле, который служил «плацдармом» для их сборов. Кстати, буквально за день-два до вчерашних событий, в их рядах произошел раскол и часть людей из этого лагеря переехала в совсем другую часть города. Сейчас высказываются мнения, что раскол был спровоцирован именно подготовкой части активистов Куликова поля к вчерашним событиям.

С предысторией заканчиваем, переходим к вчерашним событиям. Вчера в Одессе должны были играть футбольные клубы Металлист (Харьков) и Черноморец (Одесса). Фанаты данных футбольных клубов анонсировали марш «За единство Украины», который должен был пройти по улицам города, после чего завершиться на стадионе Черноморец. Марш был назначен на три часа на Соборной площади (Соборка). Так как мне всегда интересно фотографировать подобные события, где-то в половину третьего я выдвинулся в сторону Соборки. До нее я не дошел, так как на углу Жуковского и Александровского проспекта наткнулся на группу вооруженных людей.

Для того, чтобы была понятна география происходивших событий, немного гуглокарт:

karta

Collapse )



П.С. Зашел на почту, несколько сотен комментариев. Читать и тем более отвечать на весь тот бред, который сейчас несется с обеих сторон, нет ни времени, ни желания. Погибли люди, в Одессе траур. Комментарии закрыты.
Y

Моя работа на съёмках "Сталкера"

Оригинал взят у immos в Моя работа на съёмках "Сталкера"
1977

После окончания военной службы я решил не возвращаться в Центрнаучфильм, где работал раньше, а устроиться на Мосфильм, потому, что мне хотелось поработать в большом кино, так как я ещё не оставил надежду поступить на кинооператорский факультет ВГИКа. В январе 1977 года я начал работу на этой студии в качестве механика по обслуживанию кино-съёмочной аппаратуры и вспомогательной техники. В отличие от профессии механика по ремонту это была работа на съёмочной площадке: установка камеры и зарядка её плёнкой, обеспечение её исправной работы, движение камеры на тележке или кране. Вскоре в плане текущих съёмок я увидел название фильма «Сталкер» режиссёра Андрея Тарковского. Я уже знал, что это значительный и незаурядный режиссёр, но поскольку романа Стругацких я не читал, название фильма мне ни о чём не говорило, выглядев таинственно и интригующе. Конечно, мне стало интересно узнать, что это за кино. Я заглядывал в павильон, где находилась декорация квартиры Сталкера, в которой в феврале этого года были сняты первые сцены фильма, но самих съёмок я не видел. Когда я узнал, что вскоре для продолжения съёмок предстоит экспедиция в Эстонию, я спросил свою начальницу, можно ли меня туда назначить, на что она ответила согласием. Так как моя работа была сугубо технической, среди моих непосредственных коллег не было людей, увлечённых кино, как видом творчества. К тому же коллеги знали, что на съёмках фильмов этого режиссёра требования ко всем членам съёмочной группы обычно повышенные, и работа потребует особого напряжения. Таким образом я с лёгкостью и без конкуренции вошёл в съёмочную группу. Обычно на съёмках полнометражного игрового фильма в состав операторской группы входили два механика: первый был ответственным, а второй помощником. В данном случае я был вторым.

В Эстонии съёмки проходили на заброшенной электростанции на реке Ягала (Jägala), заброшенной плотине в километре от неё и на некоторых объектах в Таллине. Электростанция и плотина обладали выразительной фактурой: растрескавшийся, покрытый лишайником бетон, битое стекло, масляные пятна. Казалось, что художникам при подготовке каждого кадра надо было просто следовать этой эстетике.



1977_Сталкер_25
Фото автора.
Collapse )