NikosColev (nikoscolev) wrote,
NikosColev
nikoscolev

Category:

Ручное инвертирование ч/б пленки после сканирования

Оригинал взят у dream_point в ручное инвертирование ч/б пленки после сканирования
Преамбула.
ViewScan делает безбожные белые (да и черные) пробои, а в плане настройки контраста равносилен попыткам ремонтировать наручные часы асфальтоукладчиком. Но он сканирует в DNG.
SilverFast. Лицензионная версия имела мозг неотключаемой мультипроходностью, которая никогда не стыковалась ровно, и кривыми пресетами пленок, а триал последней версии тупо ни разу не проработал до конца, зависая и вылетая.
EpsonScan придумали для одного из кругов ада.

Примечание: анализа и сравнения не будет. Я знаю, что мой метод даёт более качественный результат, гораздо более гибкий, и к тому же быстрее.
Чтобы понять принцип, нужно будет напрячь мозг. Для простого использования метода все шаги будут описаны (сначала с пояснениями, в конце - тезисно).

Шаг 1: Сканирование. VueScan;
Input: Slide film;
Bits per pixel: 48bit RGB;
Color Balance: None;
Curve Low: 0.25;
Curve High: 0.75;
Output: TIFF DNG.
Допускаем, что при таких настройках автоматика выключена если не полностью, то максимально, кривая - линейная, а гамма равна 1.

[Spoiler (click to open)]
Сканирование негативов
Шаг 2: Инверсия. Открываем Photoshop (ACR, естественно, по нулям), инвертируем изображение. Да, прямая команда Invert не совсем корректна, ошибкой принебрегаем (нивелируется на Шаге 6).

Шаг 3: Перевод в ч/б. Надо убрать оттенок маски пленки. Black & White и HSL дают почти одинаковый результат. Разницей вариантов можно принебречь из-за Шага 6.

Шаг 4: Гамма-коррекция. Из предположения, что гамма скана равна 1, будем её исправлять (теоретически до 2.2). Погрешности экспонирования и проявки, дают разброс яркостей изображения, поэтому из художественных соображений гамма будет корректироваться на различную величину.
Примечание 1. Если есть возможность регулировки яркости подсветки сканера, то она (это написано и в мануале к VueScan) привязывается к непрозрачности подложки. Проверить не могу, но положение самой светлой точки всех изображений должно стабилизироваться.
Примечание 2. Гистограмма скана сгруппирована в центре (подложка плёнки "поджимает" точку белого, старание сканера просветить - точку черного). Ориентироваться нужно на тот вид, который гистограмма примет после коррекции точек черного и белого (Шаг 6). Для 18-21% серого гистограмма и точки черного и белого будут симметричны относительно вертикали 128.
Пример: портрет на черном фоне, но гистограмма смещена вправо (для уже инвертированного изображения). Серый фон нужно сделать черным, значит бОльшее изменение кривой должно быть в области теней (на картинке кривая не смещена, но искать другой пример мне лень, несимметричность изменения относительно центра гистограмма видно). В этом коррекция гаммы требуется на меньшую величину или не требуется.


Шаг 5: Нормализация. В процессе нормализации убираются слишком большие и малые значения в целях нахождения среднего. С точки зрения нормализованного процесса гамма-коррекция слишком сильно осветляет тени и недостаточно света (нормализованное увеличение яркости - параллельный сдвиг кривой). В результате теряется контраст и объем в средних тонах.

На графике: красный - гамма-коррекция 2.2, синий - нормализующая кривая, зеленый - результирующая кривая (в области светов сложение выполнено не правильно, но иначе будет происходить большая отсечка светов; прим.: да и вообще сложение выполнено не корректно, т.к. кривые просто просуммированны, но принципиальный вид пойдет).
Точки нормализующей кривой считаются следующим образом:

Полный текст статьи здесь: http://www.normankoren.com/zonesystem.html#exposurange Статья про упрощенную зонную теорию; про нормализацию, кроме процитированного, ничего нет.
Зависмость значений точек нормализующей кривой от гаммы (верхняя горизонтальная строка - гамма, левый столбец - входное значение точки):


Шаг 6: Точки белого и черного, контраст.
Примечание: автоматика VueScan, видимо, выполняет только этот шаг без гамма-коррекции и нормализации, т.к. результат очень похож, если инвертированному изображению сразу выставить точки. Но VueScan значительно сильнее срезает света, поэтому выдаёт более высокий контраст.
Как выставляются точки можно видеть в Шаге 4, плюс кривая даёт возможность допиливать контраст.

Действия в Ps коротко
1. Входной негатив
2. New Adjustment Layer - Invert;
3. New Adjustment Layer - Black & White;
4. New Adjustment Layer - Levels, выставляем гамму (средний из верхних ползунков);
5. New Adjustment Layer - Curves, применяем нормализующую кривую (если делали пункт 3);
6. New Adjustment Layer - Curves, выставляем точки черного и белого, по необходимости крутим контраст.
Примечание 1: чем ниже значение гаммы выбрать, тем выше будет контраст в средних тонах.
Примечание 2: если кадр экспонирован верно, и главная часть изображения лежит в области 18-21% серого, то коррекция гаммы не нужна, причина - симметрия-128.
Гистограмма по пунктам менятьcя будет так (Проибои видно? Работать надо в 16bit):

Иногда пункты 3 и 4 могут быть опущены, показателем для этого служит слишком низкий контраст в средних тонах.

Action для Ps и файл Excel (если кто хочет считать гамму с точностью до 0.01) могу скинуть. Для этого писать только Вконтакте.
Tags: negative, КопиПаст, ПО, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments